ВАЖНО

О положении дел в сфере ритуальных услуг г. Севастополя

ООО «Память» на протяжении длительного времени освобождало лица, заключившие договора на оказание ритуальных услуг, от лишней суеты и бюрократии: так, заказчик уполномочивал доверенностью в простой письменной форме должностное лицо ООО «Память» на представление интересов в ГБУ «ССПД г. Севастополя» и Департаменте городского хозяйства г. Севастополя при подаче заявлений на подзахоронение умершего родственника либо на копку новой могилы. Не взирая на интересы граждан, с целью искусственной монополизации на рынке ритуальных услуг, Департамент городского хозяйства г. Севастополя издает незаконный приказ, которым вносит изменения в Административный регламент ГБУ «ССПД г. Севастополя», которым в повседневной деятельности руководствуется указанное учреждение, обязую представителей заказчиков предоставлять нотариальную доверенность, что, естественно, в очередной раз бьет как по кошельку, так и по времени заказчика. Ст. 185.1 ГК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень действий, требующих нотариального удостоверения доверенности представителя: совершение сделок, требующих нотариальной формы, подача заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами. Логично, что представление интересов Заказчика при заключении договора с ГБУ «ССПД г. Севастополя», в указанный перечень не входит. ООО «Память» была проделана кропотливая и длительная работа, направленная на отмену незаконного приказа Департамента городского хозяйства города Севастополя: был подан ряд жалоб в прокуратуру г. Севастополя, Федеральную антимонопольную службу, результатом которых стала отмена указанного приказа.

Результат нашей работы

Не заставили себя ждать и ответы Правительства Севастополя, а также Департамента городского хозяйства по нашим жалобам. Очень жаль, что данные ответы поступили лишь после того, как Прокуратура города установила незаконность изданного приказа. Куда смотрел юридический отдел Правительства, согласовавший незаконный приказ? Понесут ли ответственность должностные лица, издавшие его? Хотелось бы прочитать ответ на данный вопрос в письме Правительства, но его там не оказалось.

ООО «Память» более 8 лет беспрерывно предоставляет населению города Севастополя ритуальные услуги. На сегодняшний день стоимость ритуальных услуг, предоставляемых ООО «Память», является одной из самых низких в городе Севастополе, что было достигнуто путем полного сопровождения Заказчиков услуг от момента смерти усопшего родственника до момента его похорон и ограждения Заказчиков от недобросовестных должностных лиц коммунальных предприятий, на чьем обслуживании находятся все кладбища города Севастополя, которые всеми средствами пытаются навязать Заказчикам ряд как официальных так и неофициальных ритуальных услуг (замена грунта, демонтаж), тем самым «опустошая карманы» в столь тяжелое для людей время. Помимо указанного, снижение цен ООО «Память» на ритуальные услуги достигнуто путем не навязывания Заказчикам дополнительных услуг с целью получения дополнительного дохода. Заказчику предоставляются только те услуги, которые Заказчик сам пожелал включить, не навязанные предприятием. Свобода выбора в Российской Федерации закреплена конституционно.Все вышеуказанное побуждает конкурирующие предприятия и организации (в т.ч. государственные) изыскивать возможности любыми путями не дать ООО «Память» нормально осуществлять свою хозяйственную деятельность. Проведенный анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о монополизации рынка ритуальных услуг города Севастополя со стороны государственного бюджетного учреждения, в чьем ведении находится обслуживание кладбищ города Севастополя, а также «угодных» указанной организации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые, как правило, связаны между собой дружескими или родственными связями. Так, лучшими друзьями руководителя ГБУ являются индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность на территории кладбища 5 км Балаклавского шоссе г. Севастополя и осуществляющий оформление могил. По негласному указанию директора ГБУ своим подчиненным, осуществляющим прием от граждан заявлений о захоронении и принимающим оплату за предоставление услуг по захоронению, все граждане в обязательном порядке перед заключением договора об оказании ритуальных услуг с ГБУ должны посетить офис ИП – друга руководителя ГБУ, с целью заключения договора на оформление могилы усопшего, при этом граждане ставятся в безвыходное положение и принуждаются к заключению договора с ИП и оплаты услуг его предприятия, цены на которые искусственно завышены. Кроме того, ООО «Память» после заключения с Заказчиками договора об оказании ритуальных услуг берет на себя обязанность по оформлению документации по захоронению, освобождая Заказчиков от посещения ряда государственных учреждений, которые итак находятся в состоянии стресса. Для получения ООО «Память» возможности без присутствия Заказчика оформить документацию по захоронению, Заказчиком в простой письменной форме предоставлялась доверенность на представление их интересов в соответствующих организациях. Доверенность, предоставленная Заказчиком ООО «Память», в соответствии с действующими нормами ГПК РФ, не требует нотариального удостоверения, т.к. ООО «Память» не совершает каких-либо действий от имени Заказчика, требующих нотариального удостоверения. Несмотря на указанное, в мае 2019 года Департаментом городского хозяйства города Севастополя, по просьбе директора ГБУ, был издан приказ, вносящий изменения в Административный регламент, на основании которого ГБУ осуществляет свою деятельность. Данным приказом установлено, что в случае, если обязанность по организации погребения взяло на себя юридическое лицо, дополнительно предоставляется гарантийное письмо и нотариально удостоверенная или приравненная к ней доверенность (оригинал и копия для сверки). В случае обращения представителя заявителя, дополнительно предоставляется нотариально удостоверенная или приравненная к ней доверенность (оригинал и копия для сверки. Приказ Департамента городского хозяйства является незаконным и подлежит отмене. ООО «Память» в адрес прокуратуры г. Севастополя было направлено соответствующее обращение, по результатам которого прокуратурой города Севастополя было установлено несоответствие указанного приказа действующим нормам законодательства и вынесено требование об устранении выявленных нарушений. С июня 2019 года и по настоящее время ни Департаментом городского хозяйства, ни Правительством города Севастополя, какой-либо реакции на внесенное требование не поступило, что позволяет сделать вывод о сговоре, направленном на монополизацию рынка ритуальных услуг города Севастополя.Помимо изложенного, руководитель ГБУ дает своим подчиненным незаконные указания об ограничении приема заявлений о захоронении на кладбище 5 км до 3 в день, обосновывая свои действия отсутствием места для захоронений на кладбище. При этом негласно данное указание касается только лиц, заключивших договора об оказании ритуальных услуг с ООО «Память». На иные юридические лица и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги в г. Севастополе, входящих в сферу доверия директора ГБУ, указанное ограничение не распространяется. По данному факту ООО «Память» в адрес прокуратуры была направлена жалоба, результатом рассмотрения которой стала формальная отписка о том, что какими-либо нормативными актами количество захоронений в день на кладбище 5 км не ограничивалось, а внутренняя служебная переписка должностных лиц ГБУ на граждан Российской Федерации не распространяется и никак не ограничивает их права.Кроме того, с 2014 года и по настоящее время ГБУ отказывается предоставить прейскурант цен на оказываемые услуги. На запросы как от ООО «Память», так и от физических лиц, указанное предприятие предоставляет отписки, что также говорит о незаконности действий со стороны должностных лиц бюджетного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», гарантированный перечень услуг по погребению оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела (в г. Севастополе — вышеупомянутоеГБУ). В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», стоимость услуг определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ни ООО «Память», ни жители г. Севастополя, за 5 лет с момента создания в городе специализированной службы по вопросам похоронного дела, так и не смогли узнать стоимости всех услуг, оказываемых службой, что позволяет сделать вывод о том, что их стоимость регулируется в зависимости от благосостояния Заказчика либо лиц, представляющих его интересы.В связи с тем, что в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ, юридически закреплен лишь статус государственной специализированной службы по вопросам похоронного дела и никак не отражено положение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению ритуальные услуги, это позволяет заинтересованным должностным лицам органов местного самоуправления – в частности руководству Департамента городского хозяйства, подконтрольного им ГБУ, Департамента здравоохранения, существенно ограничивать свободу предпринимательской деятельности и конкуренции (закрепленных в ст. 8 Конституции РФ), монополизируя рынок ритуальных услуг, что крайне негативно сказывается как на предпринимателях, так и в конечном итоге на жителях г. Севастополя.

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ НА РЫНКЕ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ СЕВАСТОПОЛЯ

ООО «Память» более 8 лет беспрерывно предоставляет населению города Севастополя ритуальные услуги. На сегодняшний день стоимость ритуальных услуг, предоставляемых ООО «Память», является одной из самых низких в городе Севастополе, что было достигнуто путем полного сопровождения Заказчиков услуг от момента смерти усопшего родственника до момента его похорон и ограждения Заказчиков от недобросовестных должностных лиц коммунальных предприятий, на чьем обслуживании находятся все кладбища города Севастополя, которые всеми средствами пытаются навязать Заказчикам ряд как официальных так и неофициальных ритуальных услуг (замена грунта, демонтаж), тем самым «опустошая карманы» в столь тяжелое для людей время. Помимо указанного, снижение цен ООО «Память» на ритуальные услуги достигнуто путем не навязывания Заказчикам дополнительных услуг с целью получения дополнительного дохода. Заказчику предоставляются только те услуги, которые Заказчик сам пожелал включить, не навязанные предприятием. Свобода выбора в Российской Федерации закреплена конституционно.

Все вышеуказанное побуждает конкурирующие предприятия и организации (в т.ч. государственные) изыскивать возможности любыми путями не дать ООО «Память» нормально осуществлять свою хозяйственную деятельность. Проведенный анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о монополизации рынка ритуальных услуг города Севастополя со стороны государственного бюджетного учреждения, в чьем ведении находится обслуживание кладбищ города Севастополя, а также «угодных» указанной организации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые, как правило, связаны между собой дружескими или родственными связями. Так, лучшими друзьями руководителя ГБУ являются индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность на территории кладбища 5 км Балаклавского шоссе г. Севастополя и осуществляющий оформление могил. По негласному указанию директора ГБУ своим подчиненным, осуществляющим прием от граждан заявлений о захоронении и принимающим оплату за предоставление услуг по захоронению, все граждане в обязательном порядке перед заключением договора об оказании ритуальных услуг с ГБУ должны посетить офис ИП – друга руководителя ГБУ, с целью заключения договора на оформление могилы усопшего, при этом граждане ставятся в безвыходное положение и принуждаются к заключению договора с ИП и оплаты услуг его предприятия, цены на которые искусственно завышены. Кроме того, ООО «Память» после заключения с Заказчиками договора об оказании ритуальных услуг берет на себя обязанность по оформлению документации по захоронению, освобождая Заказчиков от посещения ряда государственных учреждений, которые итак находятся в состоянии стресса. Для получения ООО «Память» возможности без присутствия Заказчика оформить документацию по захоронению, Заказчиком в простой письменной форме предоставлялась доверенность на представление их интересов в соответствующих организациях. Доверенность, предоставленная Заказчиком ООО «Память», в соответствии с действующими нормами ГПК РФ, не требует нотариального удостоверения, т.к. ООО «Память» не совершает каких-либо действий от имени Заказчика, требующих нотариального удостоверения. Несмотря на указанное, в мае 2019 года Департаментом городского хозяйства города Севастополя, по просьбе директора ГБУ, был издан приказ, вносящий изменения в Административный регламент, на основании которого ГБУ осуществляет свою деятельность. Данным приказом установлено, что в случае, если обязанность по организации погребения взяло на себя юридическое лицо, дополнительно предоставляется гарантийное письмо и нотариально удостоверенная или приравненная к ней доверенность (оригинал и копия для сверки). В случае обращения представителя заявителя, дополнительно предоставляется нотариально удостоверенная или приравненная к ней доверенность (оригинал и копия для сверки. Приказ Департамента городского хозяйства является незаконным и подлежит отмене. ООО «Память» в адрес прокуратуры г. Севастополя было направлено соответствующее обращение, по результатам которого прокуратурой города Севастополя было установлено несоответствие указанного приказа действующим нормам законодательства и вынесено требование об устранении выявленных нарушений. С июня 2019 года и по настоящее время ни Департаментом городского хозяйства, ни Правительством города Севастополя, какой-либо реакции на внесенное требование не поступило, что позволяет сделать вывод о сговоре, направленном на монополизацию рынка ритуальных услуг города Севастополя.

Помимо изложенного, руководитель ГБУ дает своим подчиненным незаконные указания об ограничении приема заявлений о захоронении на кладбище 5 км до 3 в день, обосновывая свои действия отсутствием места для захоронений на кладбище. При этом негласно данное указание касается только лиц, заключивших договора об оказании ритуальных услуг с ООО «Память». На иные юридические лица и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги в г. Севастополе, входящих в сферу доверия директора ГБУ, указанное ограничение не распространяется. По данному факту ООО «Память» в адрес прокуратуры была направлена жалоба, результатом рассмотрения которой стала формальная отписка о том, что какими-либо нормативными актами количество захоронений в день на кладбище 5 км не ограничивалось, а внутренняя служебная переписка должностных лиц ГБУ на граждан Российской Федерации не распространяется и никак не ограничивает их права.

Кроме того, с 2014 года и по настоящее время ГБУ отказывается предоставить прейскурант цен на оказываемые услуги. На запросы как от ООО «Память», так и от физических лиц, указанное предприятие предоставляет отписки, что также говорит о незаконности действий со стороны должностных лиц бюджетного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», гарантированный перечень услуг по погребению оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела (в г. Севастополе — вышеупомянутоеГБУ). В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», стоимость услуг определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ни ООО «Память», ни жители г. Севастополя, за 5 лет с момента создания в городе специализированной службы по вопросам похоронного дела, так и не смогли узнать стоимости всех услуг, оказываемых службой, что позволяет сделать вывод о том, что их стоимость регулируется в зависимости от благосостояния Заказчика либо лиц, представляющих его интересы.

В связи с тем, что в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ, юридически закреплен лишь статус государственной специализированной службы по вопросам похоронного дела и никак не отражено положение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению ритуальные услуги, это позволяет заинтересованным должностным лицам органов местного самоуправления – в частности руководству Департамента городского хозяйства, подконтрольного им ГБУ, Департамента здравоохранения, существенно ограничивать свободу предпринимательской деятельности и конкуренции (закрепленных в ст. 8 Конституции РФ), монополизируя рынок ритуальных услуг, что крайне негативно сказывается как на предпринимателях, так и в конечном итоге на жителях г. Севастополя.

В дополнение к статье прилагаем сканкопии переписок между ООО «Память» и государственными учреждениями города Севастополя:

1.Об отказе в предоставлении ООО «Память» перечня услуг ГБУ «ССПД г. Севастополя» и их стоимости

2. Пример ответа на запрос ООО «Память» со стороны государственного бюджетного учреждения с просьбой разъяснить порядок выдачи тел умерших:

3. Жалоба в прокуратуру г. Севастополя на незаконное указание директора государственного бюджетного учреждения об ограничении количества захоронений в день на кладбище 5 км г. Севастополя и ответ на нее:

4. Жалоба в Департамент городского хозяйства Правительства г. Севастополя на незаконное указание директора государственного бюджетного учреждения об ограничении количества захоронений в день на кладбище 5 км г. Севастополя и ответ на нее:

5. Жалоба ООО «Память» в Управление благоустройства г. Севастополя и прокуратуру г. Севастополя на неправомерные действия должностных лиц кладбища Мекензиевых гор:

Кстати, по указанной жалобе смотритель кладбища Мекензиевых гор Салий Я.Б. впоследствии был привлечен к дисциплинарной ответственности.