Тайна смерти Гоголя

Гоголь любил мистику, мистика любила Гоголя. Такую взаимную привязанность и увлеченность нельзя назвать равноправной и благотворной. Таинственные, потусторонние силы всегда сильнее человека, они не любят людей, но охотно играют их судьбами, если им это позволено. Играют и выигрывают. В конце неравной игры человек погибает, терзаемый страхом, физическими и душевными муками. К сожалению, именно таким и был конец гениального писателя, несмотря на сильную религиозность в последние годы жизни.

Противоречивость характера

Николай Васильевич говорил: «Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, тот должен быть странен во многом». Он действительно жил и дышал своими творениями, которые можно назвать странными и фантасмагоричными. Но слишком уж много сил они отнимали, слишком вредили психическому и физическому здоровью.

Чтобы достичь большой точности и достоверности, писатель сознательно создавал связь между собой, своими персонажами и произведениями. Результат получался блестящим, однако стоил писателю очень дорого — ни отменного здоровья, ни благополучной личной жизни у него не было.

Современники и биографы утверждают, что Гоголь был противоречивой личностью. Рассказы матери о страшном суде вызывали у него возвышенные чувства, однако, по собственным словам, в детстве и юности особой религиозностью он не отличался. В церкви видел лишь ризы священников, слышал только их неприятные голоса, а крестился потому, что так было нужно.

Мать писателя была тонкой, чувствительной натурой, и даже слегка не от мира сего. Религиозность в ней неплохо уживалась с суеверием, верой во всевозможные мистические истории, былички, колдовство и прочую мистику, которой в Малороссии всегда было предостаточно.

Отец слыл человеком остроумным и веселым, и даже увлекался литературной деятельностью — однажды написал комедию для домашнего театра своего дальнего родственника. Однако он рано умер — Никоше — так называли писателя дома, тогда было всего 16 лет, после этого ему пришлось повзрослеть намного раньше.

Таким образом, от отца Гоголь унаследовал литературный дар, богатое воображение и чувство юмора. От матери — склонность к мистике и душевную неуравновешенность.

Возможно, именно отсутствие настоящей веры в душе и стали причиной того, что первые произведения писателя, «первоначальные ученические опыты» — «Вечера на хуторе близ Диканьки» носили откровенно мистический характер и отличались большим количеством нечистой силы на страницах.

Но постепенно сам писатель и его произведения менялись, не зря его считают одним из основоположников натуральной школы в русской литературе. В то же время, изучая его жизнь и творчество становится ясно, что нечисть, так гениально описанная в его повестях, осталась с ним до конца жизни, и даже после смерти.

Николай Васильевич отмечал, что сам не заметил, как пришел ко Христу, узрев в нем ключ к человеческой душе. Постепенно пришло понимание, что литературные произведения он создает под воздействием некой высшей силы, которой обязан своим талантом и известностью. И при этом признается, что людей не любит, и не замечает в них ничего божественного. Возможно, именно поэтому отрицательных персонажей у него гораздо больше, чем положительных героев.

Жизнь писателя проходит не совсем благополучно.  Личная жизнь не сложилась. Болезни и постоянные душевные терзания еще больше укрепляют Гоголя в вере. Василию Жуковскому он писал, что без Бога не смог бы перенести все посланные ему страдания. И благодарил высшие силы за то, что его ведут по жизни таким образом. Вскоре современники стали замечать, что писатель ничего не делает без молитв. Иногда он настолько в них погружен, что никого вокруг не замечает.

Кто знает, возможно, таким образом он хотел порвать связь со своими мистическими произведениями, которыми когда-то жил и дышал? С помощью молитв искал защиты у высших и добрых сил? Но избавиться от демонов, которых сам же когда-то пробудил и так хорошо описал, уже не получалось. Только сейчас они проявлялись уже иначе,  побуждали писателя к постоянному самоистязанию и самобичеванию. Он часто говорил о своей греховности, много каялся, но не получал облегчения.

Гоголь любил путешествовать по Европе, а когда возвращался в Россию любил бывать в Оптиной пустыне, общался с духовенством и монахами, много молился, боясь расплаты за свои «кощунственные произведения».

В 1848 году писатель отправляется в паломничество в Иерусалим чтобы очистить душу от грехов, но потом признал, что даже проведя ночь у гроба Господня не стал лучше, наоборот, обнаружил в себе еще больше недостатков, сердечного холода, самолюбия и самомнения.

В это же время было оставлено завещание, в котором Гоголь просил после смерти молиться о его душе, угостить обедом бедных, не ставить на могиле памятников и не оплакивать его.

Незадолго до смерти

Последние годы жизни Николай Васильевич очень боялся быть похороненым заживо. Много говорил об этом, видел пророческие сны и просил, чтобы его не хоронили до тех пор, пока не станут очевидными признаки разложения.

Опасения Гоголя не были напрасными, в 1939 году в Италии он заразился малярией, и видимо, болезнь поразила его мозг. Он говорил, что тело его постоянно мерзнет, и он не может согреться. Мысли о смерти приходили к нему и из-за онемения конечностей, которое так легко принять за трупное окоченение. Гоголь боялся что он остынет совсем, и его признают мертвым, хотя сердце будет биться.

В декабре 1850 года Гоголь приехал в Одессу, поскольку плохо переносил московские зимы. Однако его психическое и физическое здоровье не улучшилось. Он по-прежнему говорил о своей греховности, много молился, со страхом говорил о страшном суде. Шел рождственский пост, Гоголь и без того худой и обессиленный, еще больше ограничивал себя в пище.

В мае 1851 года направился в родное село — Васильевку, но и там не проявлял ни к чему интереса, а только молился и читал религиозные книги. Позже вернулся в Москву и проживал у Александра Толстого на Никитском бульваре. При этом продолжал поститься даже в обычные дни и постоянно молился.

Смерть и погребение

В середине февраля Николай Васильевич сказал своему слуге, что чувствует слабость и ложится спать. Попросил его не вызывать врачей и таблеток не давать. Но слуга решил обраться к медикам, а те 20 февраля создали консилиум и приняли решение лечить писателя принудительно.

Когда его забирали в больницу, он разговаривал и просил не хоронить его живым. При этом был очень слабым, не мог идти самостоятельно и вскоре потерял сознание.

Утром 21 февраля Николай Васильевич Гоголь скончался. Чтобы исключить возможность летаргического сна его обследовали пять медиков и все они сделали заключение о смерти.

Писателя отпевали в церкви мученицы Татьяны при Московском университете, как почетного члена этого учебного заведения. На этом настаивал профессор МГУ Грановский, друзья не стали препятствовать его решению, поскольку благодаря университету похороны приобрели общественный и торжественный характер.

Если связь с университетом придавала похоронам торжественности, то черный кот, который неизвестно откуда появился у могилы во время похорон, придал им немного мистики. Раньше этого кота никто в монастыре и его окрестностях не видел. Поэтому многие усмотрели в животном мистический знак и решили, что душа писателя переселилась в него, и явилась на собственные похороны. После похорон кот исчез так же быстро, как и появился.

Отпевание и похороны состоялись 24 февраля 1852 года, поэт упокоился на кладбище Данилова монастыря. Вскоре после похорон на его могиле установили памятник из двух частей — бронзового креста и черной мраморной плиты. Камень для могилы выбрал русский писатель и друг Гоголя Аксаков, и привез его из Крыма.

В 1952 году на могиле установили бюст писателя, созданный по проекту скульптора Томского.

В 2009 году, в честь 200-летия со дня рождения могиле придали первоначальный вид, а памятник передали на хранение в Исторический музей. И сейчас на Новодевичьем кладбище можно увидеть бронзовый крест и черную плиту. Могилу можно найти в 12 ряду на 2 участке.

А была ли мистика?

В 1931 году Советская власть решила закрыть кладбище Данилова монастыря. Многие могилы известных покойников тогда были перенесены на другие некрополи города, в основном — на Новодевичье кладбище.

Все могилы, намеченные к переносу, оказались на новом месте без мистики и проблем. Однако на могиле Гоголя присутствующие литераторы и археологи задержались дольше обычного.

Сначала их удивило, что могила писателя оказалась слишком глубокой — около пяти метров в глубину. Гроб был поставлен в нишу, обложенную кирпичом. На крышке гроба изнутри обнаружили множество царапин, якобы от ногтей пальцев.

Далее идет совершенно противоречивая информация. Одни свидетели эксгумации утверждают, что писатель лежал на боку. Другие — что он лежал как и положено покойнику — на спине, а голова была повернута на бок. Третьи говорят, что головы у писателя не было вообще.

Так, профессор Литинститута Владимир Лидин рассказал, что черепа не оказалось, останки писателя начинались с шейных позвонков. Кто и когда похитил череп Гоголя не известно.

Лидин предполагает, что голова писателя была изъята во время установки памятника на Пречистенском бульваре. Тогда же проводили и реставрацию могилы. По его мнению, известный в столице коллекционер и основатель Театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов достать череп писателя, заплатив им большие деньги.

Череп ему нужен был не только для коллекции, но и потому, что он, как будто бы, обладает большой мистической силой, и может исполнять любые желания, а его обладатель может стать повелителем мира. Есть мнение, что он до настоящего времени находится в коллекции одного крупного олигарха.

Если это действительно правда, и череп Гоголя похищен из могилы, почему тогда другие свидетели говорят о том, что голова писателя была повернута на бок, и даже дают этому объяснение — так получилось или во время похорон, когда гроб случайно наклонился при опускании в могилу. Или же голова повернулась под напором упавших досок крышки.

А историк Барановская, которая так же принимала участие в эксгумации, обратила внимание не только на голову, но и на светло-каштановые волосы писателя, которые неплохо сохранились.

О том, что писателя не похоронили заживо свидетельствуют серьезные документы — заключения медиков. Кроме того, скульптор Рамазанов, который снимал маску с лица после смерти, писал что долго не рещался приступить к работе, однако его отец указал на следы разрушения (разложения), а значит, пришлось поспешить с работой.

Да и история с исцарапанной крышкой тоже выглядит сомнительно — за 80 лет в земле она уже давно истлела и вряд ли на ней могли сохраниться заметные следы ногтей.

Очень может быть, что наши современники, знающие о страхе писателя быть погребенным заживо и о его склонности к мистике, сами придумал историю и с похищенным черепом, и с преждевременным погребением. Слишком уж сильно расходятся сведения, предоставляемые так называемыми свидетелями эксгумации.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *